СЫНАМ РОССИИ

НАМ завещана от Бога РУССКАЯ ДОРОГА

За православный монастырь у перевала Вршич

Previous Entry Share Next Entry
Ruska Cesta - горная дорога Вршич
Rarog
snowgrove wrote in vrsic
Оригинал взят у dimka5 в Австрия-Словения - Горная дорога Вршич
Итак, ночью готовился очередной сюрприз. Преподнесен он был под утро в довольно мрачной обёртке. Всё небо было затянуто и лил проливной дождь. Однако по прошествии часа тучи рассеялись и перед нами во всей красе предстали заснеженные вершины Юлийских Альп. За ночь в горах вывалил снег и раскрасил вершины в белый цвет, придавая всему вокруг нарядный и торжественный вид.









Это было как никогда кстати. Ведь план на этот день состоял в том, чтоб проехать на машине через горный перевал Вршич и возможно совершить небольшой горный поход. По дороге мы ещё раз остановились у полюбившегося нам озера Ясна.







Вдоволь насладившись этими ни с чем не сравнимыми видами, мы начали наш подъём. И вот машина медленно плетётся по извилистому серпантину вверх и нашим взорам, сквозь осенний лиственничный лес, открывается панорама многочисленных вершин, окаймляющих долину реки Соча.







Через этот, самый низкий, перевал, соединяющий долины Сава и Соча, являющийся водоразделом между Черным и Адриатическим морями, уже издавна ходили местные жители с нагруженным товарами конным обозом или пешком. Перевал служил каналом снабжения между Краньска Гора и долиной Трента.

Первой нашей остановкой стала русская часовня, возле которой мы узнали грустную историю этих краёв вообще и в частности перевала Вршич.

(фото для илюстрации из инета - у меня часовня неудачно получилась)


Во время первой мировой войны в этих местах велись ожесточеные бои между итальянцами и австро-венграми. Около десяти тысяч русских военнопленых были задействованы на работах по расширению и строительству дороги через перевал Вршич длинной в 30 км. Строительством дороги руководил особо отобранный штаб австрийских соединений, а среди инженеров-строителей были в основном немцы из Чехии, а также несколько венгров. Дорога через Вршич, длиной в 30 км, по свидетельству современников, отличалась дерзкой проектировкой. Военнопленные работали без отдыха: взрывали скалы, преграждавшие путь, носили камни для укрепления дорожного полотна, засыпали гравием, строили и укрепляли опорные стены, расположенные над и под дорогой, возводили мосты и виадуки. Тяжелые погодные условия в горах, холод, рваная униформа, нехватка другой одежды и обуви, скудная пища, примитивные условия жизни в плохо отапливаемых бараках, отсутствие средств гигиены и другие неудобства становились причиной разных болезней, нередко кончавшихся
смертельным исходом. На строительстве дороги пленные превращались в каменщиков, строителей, лесничих, но прежде всего, носильщиков и чернорабочих, которые своими потом и кровью, метр за метром строили дорогу на Вршич. Штатские строители и местные жители, хорошо знавшие капризы здешних гор, не раз предупреждали руководство дороги о большой опасности схода снежных лавин в окрестностях дороги, особенно после обильных осадков или во время весеннего таяния снега. Руководители не обращали особого внимания на эти предупреждения, доверяя собственным знаниям. В среду на первой неделе Великого поста, 8 марта 1916 года, в час дня, с южного склона Мойстровки и Робичья внезапно сорвалась огромная снежная лавина - тонны мокрого, тяжелого снега с огромной силой обрушились на противолавинные щиты, которые, не выдержав натиска, рухнули, смяв под собой всех жителей строительных бараков - рабочих северного лагеря. Среди них были военнопленные, их охранники и другие жители. Масштаб катастрофы, учиненной сошедшей лавиной, начали осознать лишь после таяния снега. Засыпанные люди под снегом были страшно изуродованы: оторванные головы, руки, ноги, из-за упавших балок, раздавленные тела. Когда снег сошел, погибших стали развозить на различные кладбища, больше всего в Краньску Гору, в братскую могилу к тому месту, где потом была поставлена Русская часовня, на военное кладбище в Тренте, некоторых хоронили в отдельных могилах прямо на склонах. Количество жертв русских пленных при строительстве дороги через Вршич оценивается военными специалистами (приблизительно) в четыреста человек, включая погибших под снежными лавинами в марте 1916 и в мае 1917 гг.
В 1937 году останки русских военнопленных с «солдатского кладбища» в Краньской Горе и останки, найденные при реконструкции дороги, перезахоронили в братскую могилу у Русской часовни. Такой вот памятник бессмысленности войны стоит в горах, в райской красоте под Триглавом, окруженный тенистыми деревьями. Там же стоит каменный обелиск, с надписью на русском языке «Сынам России». Часовня была отремонтирована в 2005 году, и ныне является военным мемориалом и символическим связующим звеном между Словенией и Россией. Объездная дорога получила также название "Русский путь" (словен. Ruska cesta) в июле 2006 года.

Эта печальная история никак не вязалась с потрясающими видами гор вокруг и настроением которое они придавали. Вот ещё немного заснеженных вершин.











Поднимаясь далее, мы добрались до ослепительно белой вершины перевала. Несмотря на плюсовую температуру, снег не успел оттаять. Он был как раз в таком состоянии когда хорошо лепить из него снеговиков. Именно отсюда было задумано совершить небольшой горный поход. Однако оглядевшись вокруг мы решили не рисковать и продолжили путешествие на колесах.



















А это памятник Юлиуса Куги - словенский альпинист и писатель, который в начале 20-ого века открыл Юлийские Альпы и их природные богатства. В своих работах он описывал взаимоотношения человека с природой. Всю свою жизнь он противостоял националистам и настаивал на мирном сосуществование между словянами, итальянцами и немцами.



Переехав перевал мы спустились в долину Трента, по которой течет река Соча. Отсюда начинается один из подъемов на неприступные скалы парка Триглав. Название у него не очень созвучно для русского уха :) Подъемы на Триглавские вершины осуществляются в специальных группах альпинистов, после двух недельной подготовки.



Чтоб вернуться в Краньска Гору мы замкнули круг дважды пересекая восточную границу Италии. Поднявшись на гору Мангарт мы оказались в регионе Удинезе.







Направляясь на север доехали до небольшого городка Тарвизио. Городок этот, как впрочем и Краньска Гора, является точкой пересечения итальянской, словенской и австрийской культуры и быта. Судя по туристическим брошюрам, это настоящий природный рай, предлагающий всевозможные пешие экскурсии и конные прогулки, альпинизм и скалолазание. Кроме того тут имеются увлекательный парк приключений, ухоженное поле для игры в гольф и свой лыжный курорт. К сожалению у нас не было возможности задерживаться в этом милом уголке. Мы прошлись по единственной его главной улице. Как и полагается добропорядочным туристам, отведали итальянской кухни и сытые и довольные вернулись в Краньска Гору, успев по дороге сбиться с пути и заехать в Словению опять же через Австрию. Вот такие мы руссо туристо. Зато где еще похвастаешься, что за один день три страны посетил.






Вот такие закатные кадры встречали нас по возвращению.







В итоге за весь день мы проделали вот такой путь.





Австрия-Словения - День десятый - Любляна

В предыдущих сериях:
Австрия-Словения - День первый - Ура, каникулы!
Австрия-Словения - День второй - Вперёд! В горы!
Австрия-Словения - День третий - Рамзау-ам-Дахштайн - Мечты сбываются...
Австрия-Словения - День четвертый - Сплошное удовольствие и немного приключений
Австрия-Словения - День пятый - Зеркальное озеро и неоправданные ожидания
Австрия-Словения - День шестой - День большого переезда
Австрия-Словения - День седьмой - В Италию и обратно
Австрия-Словения - День восьмой - Горы, леса, озера и легенды

P.S.: При подготовке поста использовались материалы из следующих источников:
http://sklaviny.ru/proekty/slavyane/slavec_vrshich.php



?

Log in

No account? Create an account